Какие ассоциации обычно возникают у людей при звуке этого слова: ФАШИЗМ? Насилие, война, холокост, концлагеря. В этом ли только суть фашизма? Что за идеи скрываются за этим, казалось бы, страшным словом? Не пребываем ли мы в плену глупых стереотипов?

Так уже повелось, что истолкование понятия "фашизм" было и остается полностью подчиненным существующим в том или ином месте политических реалиям. В практике идеологической борьбы это слово применяется скорее как штамп, чем как понятие, имеющее точную дефиницию. Создается впечатление, что наиболее эффективно использование термина "фашизм" в качестве ругательства, несущего безусловно уничижительную окраску и мгновенно сражающего политического противника, особенно если употреблен этот термин вовсе не к месту. Чтобы не идти и дальше у нее на поводу, необходимо разрушить сложившийся в сознании обывателя стереотип. Итак, фашизм - это...

Фашизм - это слово происходит от итальянского fascio - пучок, связка, фасция. Фасциями в Древнем Риме назывались пучки прутьев с воткнутым в них топориком, которые телохранители-ликторы несли перед должностными лицами; в свое время изображение фасции стало эмблемой итальянских фашистов. Да и сам фашизм в его чистом виде - явление сугубо итальянское, прочие же диктатуры, возникшие к 30-м годам в половине стран Европы, хотя и трудились над построением государств фашистского типа, но всегда привносили в создаваемые конструкции что-то свое, подчас до неузнаваемости искажая исходную идею. Так, в испанском фашизме, чьим политическим олицетворением стала Испанская фаланга, были весьма сильны элементы мистицизма (учение о едином "испанском духе", лозунг "Да здравствует смерть!" и т.д.). Португальский фашизм, напротив, задвинув дела духа куда подальше, занимался преимущественно извлечением экономической выгоды, старательно грея руки на тут и там случающихся чужих бедах. Хорватских усташей и вообще-то фашистами назвать нельзя, они были нацистами, раз уж пеклись не столько о становлении нового человека, сколько о том, как бы побольше сербов вырезать (усташи носили на запястье нож, который так и назывался - "серборез"). И, наконец, самое известное политическое течение подобного типа - тот самый гитлеровский национал-социализм - не было фашизмом вообще, несмотря на существенное мировоззренческое сходство с последним.

Итак, фашизм - это итальянский фашизм. Внешне он выглядел так: бывшие фронтовики в черных рубашках, вскидывающие руку в римском приветствии и поющие Giovenezza" ( Джиовинеццу", гимн фашистов). Впоследствии малочисленные полу-боевые дружины националистов-чернорубашечников (по аналогии с краснорубашечниками Джузеппе Гарибальди) выросли в самое массовое в тогдашней Италии национальное и социальное движение. Таким образом осуществилась реакция на победу демократических космополитических сил в Первой мировой, на разразившийся в связи с этим экономический кризис, на всевластие мировой финансовой олигархии. Иными словами, фашизм выступил как метод национальной защиты от навязываемой извне экономической модели и чуждых идеологических установок. Вскоре возникла потребность в цельном мировоззрении.

Доктрина фашизма

Чтобы не быть голословным, при обсуждении фашистского мировоззрения воспользуемся первоисточником - программной статьей Бенито Муссолини "Доктрина фашизма" (которую на самом деле написал философ-идеалист Джованни Джентиле, Муссолини же только подписал ее).

Первое, чего мне бы хотелось коснуться, - это тема человека в фашизме.

1. Что для фашизма значит человек?

Для фашизма человек - это индивид, единый с нацией. В этой жизни индивид путем самоотрицания, жертвы частными интересами, даже подвигом смерти осуществляет чисто духовное бытие, в чем и заключается его человеческая ценность.

2. Каким должен быть человек?

Фашизм желает человека активного, со всей энергией отдающегося действию, мужественно сознающего предстоящие ему трудности и готового их побороть. Он понимает жизнь, как борьбу, помня, что человеку следует завоевать себе достойную жизнь, создавая прежде всего из себя самого орудие (физическое, моральное, интеллектуальное) для ее устроения.

3. Какой должна быть жизнь фашиста?

Фашист представляет себе жизнь серьезной, суровой, религиозной, полностью включенной в мир моральных и духовных сил. Фашист презирает удобную жизнь.

Кроме этого, фашизм декларирует:

- утверждения:

1. Нация не есть раса, или определенная географическая местность, но длящаяся в истории группа, т. е. множество, объединенное одной идеей, каковая есть воля к существованию и господству.

2. Не нация создает государство, как это провозглашает старое натуралистическое понимание, легшее в основу национальных государств 19-го века. Наоборот, государство создает нацию, давая волю, а следовательно, эффективное существование народу, сознающему собственное моральное единство;

- учение о государстве, его сущности, задачах и целях:

1. Для фашизма государство представляется абсолютом, по сравнению с которым индивиды и группы только относительное.

2. Государство, как его понимает и осуществляет фашизм, является фактом духовным и моральным, так как оно выявляет собой политическую, юридическую и экономическую организацию нации; а эта организация в своем зарождении и развитии есть проявление духа. Государство является гарантией внешней и внутренней безопасности, но оно также есть хранитель и блюститель народного духа, веками выработанного в языке, обычаях, вере. Государство есть не только настоящее, оно также прошедшее, но главное, оно есть будущее.

3. Государство воспитывает граждан в гражданских добродетелях, оно дает им сознание своей миссии и побуждает их к единению, гармонизирует интересы по принципу справедливости; обеспечивает преемственность завоеваний мысли в области знания, искусства, права, гуманной солидарности; возносит людей от элементарной, примитивной жизни к высотам человеческой мощи, т. е. к империи; хранит для будущих веков имена погибших за его неприкосновенность и во имя повиновения его законам; ставит примером и возвеличивает для будущих поколений вождей, увеличивших его территорию; гениев, его прославивших.

4. В фашистском государстве индивид не уничтожен, но скорее усилен в своем значении, как солдат в строю не умален, а усилен числом своих товарищей. Фашистское государство организует нацию, но оставляет для индивидов достаточное пространство.

- антииндивидуализм, тоталитарность: Фашистская концепция государства антииндивидуалистична; фашизм признает индивида, поскольку он совпадает с государством, представляющем универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании;

- построение корпоративного государства, основанного не на партийном принципе, а на базе естественной демократии - производственной, профессиональной общности людей;

- отрицание пацифизма, милитаризм: Прежде всего, фашизм не верит в возможность и пользу постоянного мира, поскольку в общем дело касается будущего развития человечества, и оставляются в стороне соображения текущей политики. Поэтому он отвергает пацифизм, прикрывающий отказ от борьбы и боязнь жертвы. Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы и налагает печать благородства на народы, имеющие смелость предпринять таковую. Все другие испытания являются второстепенными, так как не ставят человека перед самим собой в выборе жизни или смерти. Поэтому доктрина, исходящая из предпосылки мира, чужда фашизму;

- антидемократизм:

1. Фашизм против демократии, приравнивающей народ к большинству, и снижающей его до уровня многих.

2. Фашизм отрицает, что число, просто как таковое, может управлять человеческим обществом.

3. Можно определить демократические режимы тем, что при них, время от времени, народу дается иллюзия собственного суверенитета, между тем как действительный, настоящий суверенитет покоится на других силах, часто безответственных и тайных.

4. Фашизм отвергает в демократии абсурдную ложь политического равенства, привычку коллективной безответственности и миф счастья и неограниченного прогресса. Но, если демократию можно понимать иначе, т. е. если демократия обозначает: не загонять народ на задворки государства, то автор этих строк может определить фашизм, как организованную, централизованную и авторитарную демократию.

- антиматериализм:

1. Фашизм отвергает понятие экономического счастья, осуществляющегося в данный момент экономической эволюции социалистически, как бы автоматически обеспечивая всем высшую меру благосостояния. Фашизм отрицает возможность материалистического понимания "счастья" и предоставляет его экономистам первой половины 18 века, т. е. он отрицает равенство: - "благосостояние-счастье", что превратило бы людей в скотов, думающих об одном: быть довольными и насыщенными, т. е. ограниченными простой и чисто растительной жизнь.

2. Теперь и всегда фашизм верит в святость и героизм, т. е. в. действия, в которых отсутствует всякий - отдаленный или близкий - экономический мотив.

- империализм, определение римской традиции как идеи силы:

Фашистское государство есть воля к власти и господству. Римская традиция в этом отношении есть идея силы. В фашистской доктрине империя является не только территориальным, военным или торговым институтом, но также духовным и моральным. Можно мыслить империю, т. е. нацию, управляющую прямо или косвенно другими нациями, без необходимости завоевания даже одного километра территории;

- дисциплинирующее начало во всех формах общественной жизни;

- философские идеи Сореля, Эволы, Джентиле, Парето, литературное творчество Маринетти, д`Аннунцио, Папини, Пиранделло, Малапарте.

Фашизм и нацизм

А теперь вернемся к вопросу о том, почему немецкий национал-социализм не есть фашизм. Хотя нет, сначала нужно указать на сходство между ними. Тут удобней всего воспользоваться штампом: культ личности, вождизм, корпоративизм, крайний национализм и шовинизм, пропаганда войны как средства решения спорных вопросов" и проч. Два сапога пара, не так ли? Но существует одно весьма существенное различие, в связи с которым между этими двумя политическими течениями разверзается настоящая пропасть: итальянский фашизм был чужд расизма, который составлял стержень идеологии национал-социализма. Если главной целью нацистского режима было овладение всем миром для воцарения в нем высшей, арийской расы, с последующим порабощением одних народов и уничтожением других, то задачи фашизма состояли совсем в другом. Самым крайним проявлением фашистского национализма было стремление к империи, т.е. к национальному распространению, которое осуществлялось путем проведения агрессивной внешней политики, а также к сохранению чистоты этнического облика итальянцев, чему служило ограничение прав некоренного населения. Подчеркиваю: ограничение прав, а не превращение его в рабочий скот и не истребление. В связи с этим фашистский режим не осуществлял геноцида, на территории Италии не было концлагерей, а среди министров Муссолини случались и евреи. Кроме того, под итальянский фашизм не была подведена какая-либо оккультная база, поэтому даже Католическая Церковь поддерживала и само фашистское движение, и проводимые ним реформы. Та революция, которую совершали фашисты, зримо воплощала, по их убеждению, требования определенной исторической минуты, германские же нацисты считали, что выполняют задачу вселенского, космического масштаба, мысля расу господ, т.е. самих себя, в центре всего мироздания. Стоит также заметить, что и сами-то итальянцы, даже будучи союзниками нацистского режима, неизменно причислялись Гитлером к неполноценной средиземноморской расе, а потому никаким уважением у арийцев не пользовались. Да и воевали они не лучше, чем мокрое горит. Поэтому немцы в основном использовали их как пушечное мясо".*

* Военное отступление. Иногда итальянские военные могли показаться даже смешными. Вот как описывал английский репортер Алан Мурхед итальянцев, воевавших в Северной Африке (цитата из биографии Эрвина Роммеля, автор Лутц Кох):

Никто не отрицает, что итальянцы храбрые солдаты. Во всяком случае, до известных пределов. Поражает их смехотворная тяга к роскоши. Когда британцы вошли в лагерь, то не поверили своим глазам: у каждого итальянского солдата была индивидуальная кофеварка Эспрессо", чтобы после еды сварить себе напиток по вкусу и посмаковать из индивидуальной чашечки! За несколько месяцев боевым действий наши бригадные генералы не жили в таких роскошный условиях, как итальянские унтер-офицеры. В английских окопах не знали, что такое покрывало или парадная форма одежды, и уж наверняка, здесь не пользовались мужской парфюмерией!

Что можно почерпнуть из фашизма?

Что же все-таки ценного в итальянской модели фашизма? И есть ли такое вообще? Лучше всего на этот вопрос могли бы ответить впитавшие фашистскую идеологию западные ультранационалисты, которые сегодня являются такими же непримиримыми противниками глобализации и неолиберализма, как и коммунисты и анархисты. Одним словом, критика становящегося Нового Мирового Порядка справа так же необходима, как и его критика слева. А поскольку, как говорится, истину надо брать там, где она плохо лежит, то фашизм - как раз тот самый случай. Так почему бы не подхватить идею корпоративности (в православии ее аналогом служит понятие "соборность")? Пусть разобщенное общество вновь объединится на основе сотрудничества, изжив конкуренцию. Что плохого в дисциплинирующем начале? Иным способом не упорядочить существующий хаос, не вернуться к утраченному ритму. Зачем отказываться от героического идеала? Сам факт его существования имел бы немалое воспитательное значение, уводя молодежь подальше от наркоты... В общем, каждый из вас может сделать свои собственные выводы.


Автор: ©Яна Дашковская, La Guardia

Использованы источники:
1. "Доктрина фашизма" Бенито Муссолини.
2. Статья Богдана Заболотного "Необыкновенный фашизм по-итальянски".
3. Mатериалы сайта www.ultraslazio.it.

Комментарии (4)

Hellhammer 26. ноября, 2011.г.  
 0 0
Если Муссолини будет нужна помощь или он окажется в опасности, пусть знает, что я буду поддерживать его и в дождь, и в солнечную погоду — пусть даже против него поднимется весь мир...Гитлер
Hellhammer 26. ноября, 2011.г.  
 0 0
Муссолини не только мой друг, он мой учитель и шеф....Гитлер,Перед поездкой в Рим