Островов Новой Зеландии человек впервые достиг лишь в XIII веке. Млекопитающих он там не встретил, самой крупной дичью были обитавшие на островах птицы моа. Их насчитывалось несколько родов и около 19 видов, в том числе громадные птицы, относимые к родам Dinornis и Pachyornis и весившие до 250 кг, а также средние по величине и мелкие формы (Euryapteryx, Megalapteryx, Anormalopteryx и Emeus). То обстоятельство, что эти не летающие, а лишь бегающие птицы смогли стать главными растительноядными представителями фауны Новой Зеландии, объяснялось отсутствием здесь до появления людей крупных хищных млекопитающих.
Уже первые пришельцы мориори, прибывшие, скорее всего, с островов Чатам, истребили большинство видов моа. Около 1350 года на Новую Зеландию прибыли из центральной Полинезии предки маори, которые и уничтожили остатки птиц моа. Во всяком случае, белые колонисты Новой Зеландии никогда не видали этих птиц.
Третий по величине остров мира, Мадагаскар, также был заселен мореплавателями, приплывшими из Юго-Восточной Азии в несколько «волн». Как и маори, эти колонисты уже не были охотниками или собирателями: последние переселенцы привезли на остров на своих судах домашний скот и культурные растения. Но они застали здесь чуждый, не приспособленный к встрече с людьми животный мир. Считается, что первые мадагаскарцы еще до прибытия в XVI веке европейцев полностью истребили-непосредственно путем охоты или косвенно, вследствие далеко зашедшего преобразования природных ландшафтов-гигантских страусов-эпиорнисов (Аеруornis maximus и Aepyornis hildebrandti), затем не менее четырнадцати видов полуобезьян, и среди них несколько крупных форм лемуров, принадлежащих к родам Megaladapis, Palaeopropithecus, Mesopropithecus, Neopropithecus и Archaeoindris. Некоторые из них ростом не уступали человекообразным обезьянам.
Человек-охотник и собиратель еще был членом природного сообщества, действовавшим в равновесии с другими его обитателями. Лишь после того, как он перешагнул ступень охоты и собирательства и вторгся в не нарушенный до него окружающий мир, человек оказался в состоянии нарушить равновесие природы в свою пользу и во вред другим живым существам, как было показано на примерах Новой Зеландии и Мадагаскара.
Уже истребление видов животных и растительных сообществ само по себе неминуемо должно было оказать воздействие на ход дальнейшего развития человечества: ведь если какое-нибудь из созданий природы навеки исчезает, то прекращается и его влияние на человека. Современные проблемы окружающей среды, о которых будет рассказано в гл. 28-34 книги, показывают нам, насколько сильно притязания человека повсюду на Земле нарушили естественную гармонию. А это ведь, в сущности, приближает опасность уничтожения живой природы и несет угрозу самому человеку.
Комментарии (0)