Педагогическая поэма :Школа для Маугли
Газета: Вести Сегодня
Автор: Татьяна Борисоглебская
Дата публикации: Вторник, 16 марта 2004 года.
Рубрика: Ситуация (14 стр.)
Для детей, зависимых от наркотиков, алкоголя и токсических веществ впервые за всю историю не только Латвии, но и всей Прибалтики открылось воспитательное учреждение, куда детей на полное довольствие берут на полтора года. Очень подходит словосочетание, бытовавшее "до эпохи исторического материализма": ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ДОМ. Современных "Маугли", заблудившихся в городских джунглях пороков и равнодушия, учат, как в первые дни жизни, элементарно жить в порядочном человеческом обществе, причем совершенно бесплатно, а не за 50 долларов В СУТКИ (это еще самая низкая такса всех существующих реабилитационных центров). Возраст - до 18 лет. Пока "Маугли" насчитывается 16 (13 мальчиков и 3 девочки), трое в пути, но мест - 57. Предвидится нашествие, когда республика узнает. С проблемой адаптации, помнится, столкнулся и классический киплинговский Маугли, друг и брат диких зверей. Ему тоже было ох как тяжело, хотя он и не был знаком со смертоносными шприцами и "колесами".
Медикаментозное вмешательство в Детском реабилитационном центре "Dzīves enerģija" ("Жизненная энергия") сведено к минимуму, ибо сюда привозят детей, уже "отломавшихся" под капельницами в наркоклиниках. Но как сделать так, чтобы ребенок не вернулся к "дури"? Как ему дальше жить, а главное -зачем? Эти дети, пробавлявшиеся воровством и подаяниями, чтобы на ночь "забуриться и бахнуца" в дискотеки, фактически беспризорны, они - явный и очевидный продукт жестокости нашего общества, презревшего нравственность, милосердие и доброту. Отторгнуты эти дети и родителями. А годы шли, характер складывался. Теперь что выросло, то выросло, и ломка характера потруднее наркоманской абстиненции будет. И подольше. Для воспитателя - задачка со многими неизвестными. По мнению руководителя "Dzīves enerģija" Эдуарда Большакова (который до получения этого назначения всю жизнь работал врачом-реаниматологом и наркологом), пришло время перечитать произведения незаслуженно преданного обструкции великого педагога Макаренко, коллективиста и трудотерапевта.
Простой продукт
До поселка Яунпиебалга Цесиского района из Риги три с половиной часа езды. Раньше это был город, но когда ж/д ветку закрыли и люди ушли на заработки в большие города, осталась пара тысяч жителей да пара лесопилок. Настоящая глушь. Зато какой воздух серебристый, природа, боже мой! Идеальное место для уединения.
Пока ехали, Э.Большаков рассказывал: центр открыли перед Новым годом, в средней школе, которая практически закрывалась из-за отсутствия детей.Воспитанники поступают по направлению Министерства благосостояния отовсюду. Впервые была создана госпрограмма, и очень хорошая, социальной адаптации зависимых детей. Она базируется на строгиом режиме дня, школе, трудовой терапии и психосоциальных занятиях. Дети должны, наконец, начать учиться в школе: все они поступают с какими-то знаниями, мы их тестируем для начала - и ставим в общеобразовательный обычный класс, но с индивидуальной программой. Коллектив центра состоит из педагогов, воспитателей, психологов, охранников и медиков: наркологов, социального педагога, психотерапевта и медсестер. Детям без устали объясняют, для чего человеку нужен режим и труд. <
В программе 3 ступени, по степени ответственности. Три месяца - первая, самая жесткая, ступень, затем - вторая (ребенок уже может звонить, он уже отвечает за других детей) и третья, когда можно поручить ответственную работу. Наша цель, или, как говорят специалисты, "продукт" - вывести человека в общество нормальным, т.е. реинтегрировать. Надо, чтобы поменялись его мысли: деньги зарабатываются только трудом, а труд основан на чувстве ответственности. Вот тут и кроется главная заковыка: как его воспитать, это чувство, если его изначально не было и нет? Пробовали священников привлекать к работе, да все они сбежали со скоростью звука, им подавай детей уже "с чувствами", с готовой мотивацией хорошего поведения и уже покаявшихся. А у нас детишки - не сахар: могут и матом обложить батюшку, и поленом запустить. Знаете какие нынче детишки пошли? Чуть что не так - в суд на учителя, в комитеты по правам. У нас находится одна девочка, которая засадила в тюрьму на 15 суток собственную мать - тихую работящую женщину - за то, что та ее отшлепала рукой по заднему месту за употребление «наркоты».
Заметив, что при словах "качество" и "продукт" журналист приходит в некое подобие тихого бешенства, Э.Большаков пояснил: Я вас понимаю и согласен, что ребенок - не объект евроремонта, но специалисты впечатлятся тем фактом, что центр прошел аудит международной швейцарской экспертной кампании „SGS” и получил единственный в Балтии сертификат качества ISO 9001:2000. Значит, наш "продукт" соответствует евростандартам. Мы контролируем ситуацию и весь реабилитационный процесс, планируем работу, проводим еженедельный анализ ошибок, когда каждого воспитанника разбираем по отдельности. Евростандарты, особенно по ведению документации, очень помогают в работе. Однажды сделали проверку и получили ошеломляющие данные: программа дает сбои из-за ошибок работников.
Что ж, здорово, хотя все равно не понятно. Порассуждав таким образом (словами пушкинского "Евгения Онегина") "о государстве, о том, зачем и почему не нужно золота ему, когда ПРОСТОЙ ПРОДУКТ имеет", приехали. Большаков именем закона провозгласил: "Настоящих имен и фамилий воспитанников не пишите. Нельзя".
Три сестры и дядя Янис
Прошу прощения за красное словцо, но в центре „Dzīves enerģija” действительно три медсестры и дядя Ваня (он же Янис), истопник. Здание середины прошлого века, но крепкое, топят дровами. Равно как и имеющуюся баню. Возня с дровами и уборка помещения - часть трудотерапии. Скоро заведут хозяйство, животных, чтобы до детей быстрее доходило, что такое любовь и привязанность. Мальчики занимаются поделками в столярной мастерской, они кажутся сознательными. Девочки имеют возможность заниматься в кабинете домоводства, но делают это редко. Подросткам глубоко начихать на вышивание, ведь они не имеют даже навыков стирать, зубы чистить, за собой убирать, белье менять. Мало кто в бытность свою "на воле" ночевал дома, кое-кто побывал в тюрьме за кражи и продажу наркотиков.
Девочки - подростки, и все очень тяжелые. Была в центре библиотека, так они ее... скурили! Пустили Чехова на цыбарки с сухой штукатуркой. А вот для "Джейн Эйр" почему-то сделали исключение. Романтичные девчонки уверяли корреспондента, что пишут стихи, что на воле их ждут-не дождутся возлюбленные прекрасные женихи. Все врут. А как дерутся! Пух и перья летят. Наперебой, заламывая руки, жалуются на невыносимую жизнь: "Вставать заставляют ни свет ни заря, убирать комнаты, носить дрова, ходить в школу. А как кормят, видели? Как свиней. Молочная лапша, блины это что, еда?". Опять врут. А еда в центре хоть и не ананасы с рябчиками, но вполне съедобная, и в неограниченном количестве.
Цветы зла
Дети улицы, они падки на все яркое, запрещенное. Как легко в их возрасте подсесть на какой-либо вид наркотика! Кружки, бассейны, спорт, бесплатные дома пионеров - ау, где вы? Пожалуй, самый "тяжелый" воспитанник - 16-летняя Алена. Неоднократно уходила "в цыгане". Она сказала честно, что ее тянет к наркотикам, и кроме наркотиков, ее больше ничего вообще не интересует. Да, еще, правда, дискотеки. Хочет лежать, как дохлая рыба. Рано потеряв родителей (они покончили жизнь самоубийством), она практически жила на улице, все повторяя, по ее словам, за старшими. С 11 лет - марихуана, гашиш, потом амфетаминю. Наконец, героин. 15-летняя Элеонора - живая, сообразительная, но страшная врушка. Ни слова правды. На героине и водке - год. Мечта - открыть дискотеку, чтобы всем было весело.
Мальчишкам все в центре нравится. Видно, что мощная психотерапевтическая мотивация на них подействовала. Виктору 13 лет. Ему в школе одноклассники скормили две таблетки клоназепама. Что дальше - не помнит, но вечером обнаружил себя в больнице. Янка из района. Ему 17. Он не наркоман, а алкоголик: "Я пью редко, но как выпью - всегда проблемы с полицией. У меня есть старший брат, но он ничего не может со мной сделать, так как меньше меня ростом. Мы с друзьями машины не грабили, а только хотели прокатиться и поставить на место. Но все мои друзья сидят по колониям и тюрьмам - я бы тоже сел, если бы сюда не уехал". 17-летний Александр - гордость центра. Он обратился сюда сам, сбежав в уединенное место с Москачки, где "наркотики можно достать через дорогу в любое время". Боится своей уличной компании, которая поджидает его возвращения (в ней - человек 20). От продажи наркотиков имел свой доходный бизнес, но желание "забыться самому" началось со смерти любимого отца. Большой "спец" по глюкам, сидел на ЛСД. Довольно интересно рассказывает о "волнах экстази": когда тебя ТАРАЩИТ (ты активный напряженный) и когда тебя ПЛЮЩИТ (как бы "мажет"). Больше любил, когда плющит и музыку в стиле "транс-дрим-улет". "Но вот мне сказали, что в Латвии появилась новая штука - ПИ СИ ПИ. Одна капсула - 12 долларов. Попробовал. Очнулся в наркоцентре под системой с привязанными руками. Клянется, что уже все осознал. Вырастет - будет парикмахером.
Человека создал труд
Большаков в это верит, хотя Дарвин, как и Макаренко, в последние годы взят под сомнение. "Говорите, почему мало творчества, спорта? - сурово переспросил он. - Может, и будет потом много - после второй ступени. А пока они должны пройти через труд. ТОЛЬКО ДИСЦИПЛИНА и ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ. Сколько раз было: потаскал воспитанник дрова часа 4, а потом говорит: нет, уж лучше я буду учиться в школе. Поймите, неспособность довести до конца любое начатое дело - это черта болезни. Почему бы не искоренять ее на примере труда? Они привыкли все требовать от общества, а что ТЫ дал обществу? Сейчас их главный труд – учёба. Впрочем, когда один воспитанник увлекся вязанием, ему все нужное было сразу куплено, также, к примеру, никто из учителей не запрещает воспитанникам гонять в футбол-волейбол в свободное время. А что до так называемых "обучающих компьютерных игр", то я скажу так: все это хорошо но у зависимого ребенка возможна перекрестная зависимость. Здесь надо быть очень осторожным станет заядлым игроком в компьютер - что хорошего?
Адрес: Яунпиебалга,Цесисский район, Латвия
Телефон центра: +371 9-411-055 и +371 7-400-013
E-почта: centrs@atkariba.lv
Домашняя страница: www.atkariba.lv
Комментарии (0)