Проклятый календарь
Проводить какие-либо переделки в конструкции корабля сразу после его спуска на воду категорически не рекомендовалось. Морские поверья считали такие действия предвестниками бед.
Неудачи преследовали корабли и с "несчастливыми" названиями. Кроме прочего, на удачливость плавания влиял и день выхода судна в море. Несчастливым днем считалась пятница - день распятия Христа. Вплоть до середины XIX столетия во многих странах Западной Европы в пятницу на военных кораблях, стоящих в портах, перекрещивали реи, а на бушприте подвешивали чучело Иуды, которого с азартом секли плетьми, палили огнем и бросали за борт после захода солнца.
Несчастливым днем для выхода в море считался и первый понедельник апреля: согласно библейской легенде это день рождения первого в мире убийцы - Каина. Особенно угрожающим считался второй понедельник августа - день библейского катаклизма: гибели городов Содома и Гоморры.
Наиболее авторитетные "морские волки" также не рекомендовали для выхода в море любое 13-е число и канун Нового года - 31 декабря: в этот день повесился Иуда. Кроме несчастливого дня выхода, беды в плавании могли исходить и от определенной категории пассажиров. К таковым, прежде всего, относились служители культа и юристы. Первые, будучи истовыми врагами дьявола, могли навлечь на корабль его козни. Вторые же, как правило, защищавшие интересы судовладельцев, а не моряков, особой симпатии у экипажа тоже не вызывали.
Существовали и бытовые суеверия. В английских офицерских кают-компаниях бутылка с вином, если она пускалась по кругу, непременно передавалась соседу справа (против солнца). Признаком морской "серости" было передавать ее по солнцу.
Ветер
С незапамятных времен мореходы стремились не только предугадать, какой будет ветер, но и пытались управлять им. Так родилось множество обрядов и магических средств, призванные уберечь судно от штормов или же вызвать нужный ветер. Например, в штиль "испытанным" способом вызвать ветер было его "высвистывание". У русских моряков и сейчас в ходу пословица: "Не посвистишь, так и ветра не будет". Но свистеть надо было с умом. Для этого у капитанов и боцманов имелись специальные "заговоренные" свистки, которые хранились в молитвенных шкатулках и использовались лишь в крайнем случае. "Высвистывали" ветер мелодичными трелями, повернувшись в ту сторону, откуда ждали его появления. Количеством посвистов определялась сила ветра и его продолжительность. Простое бездумное посвистывание на судне строго каралось, так как по мнению моряков, могло привести к непредсказуемым бедам. Так, например, свистеть во время шторма значило усилить ветер.
Свистун вызывал гнев у окружающих. Были и другие "проверенные" средства вызвать ветер. Например, считалось, что ветер приносило бултыхание швабры за бортом судна, царапание мачты ножом или хотя бы ногтями, обливание парусов водой, привязывание к вантам ботинка или выбрасывание за боорт какого-нибудь предмета в дар морским богам. Однако, как правило, все эти действия вместе взятые, бывало, так и не вызывали ни малейшего движения воздуха. Тогда оставалось последнее средство... хорошенько выпороть сопливого юнгу, да так, чтобы он визжал на весь океан. Ну вот, наконец ветер и подул!Теперь важно сделать его попутным. Для этого моряки брали в рейс карманные платки с узелками в четырех углах, которые символизировали четыре направления по компасу. Развязывая соответствующий узелок, они пытались изменить направление ветра. Если же ветер не менялся, а зачастую так оно и было, моряка ругали за то, что он развязал не тот узелок. Поморы для этого заговаривали нужный ветер, делая при этом засечку на специальной палочке. Эту "палочку-выручалочку" кормчий бросал через голову в море, говоря ласковые слова жене нужного ветра и ругая жену противного. Ну, а если нужный ветер удавалось поймать, то мореходы строго соблюдали положенные табу, чтобы он не сменился. Теперь никто не свистел, не бросал ничего за борт, прятали подальше швабру и весла (грести при ветре - дразнить его), говорили вполголоса, чтобы не спугнуть его.
Были и другие приметы. Например, чихание: при отплытии на левом борту - признак предстоящего, на правом - удача в плавании. Если моряк, стоя на левом борту, чувствовал, что не в силах сдержать чихание, он бегом бросался на правый борт. А матросы Рюйтера верили. что если при нагрузке корабля он наклонялся прежде на левую сторону - плавание ожидалось удачное, если же на правую - то кораблю предстояли разные невзгоды.
Крещение корабля
Были широко распространены технические суеве-рия.связанные с процессом строительства корабля. Например, считалось плохой приметой присутствие при закладке судна девственниц, особенно рыжих, которые по поверью обладали особыми способностями к сглазу. Первый гвоздь в киль корабля рекомендовалось забивать через подкову. Особую гарантию благополучного плавания давала золотая монета, вложенная в килевые балки. Подобными же свойствами обладали брусья из ясеня, рябины, кизила. Древесина же черного ореха для судостроения не рекомендовалась - она "притягивала" молнии.
Среди моряков Северной Европы в Средние века бытовало поверье, что корабль с килем, изготовленным из краденого дерева, сгорит во время первого же выхода в море, если кража будет обнаружена. Если же воровство материала останется нераскрытым, корабль уцелеет, но ночью будет идти быстрее, чем днем.
Немалое значение придавалось и украшению корабля, прежде всего - носовым фигурам. Они играли не только эстетическую роль, но и служили амулетами. Фигуры эти изображали зверей (реальных и мифических), христианских святых, античных героев, мужчин и женщин. Со временем особую популярность приобрели женщины с обнаженным бюстом за их "способность" смягчать ярость морской стихии!
Неплохой защитой корабля считалась также подкова, прибитая к мачте. Знаменитый английский , в частности, приказывал прибивать ее к мачтам всех кораблей, которыми командовал.
Считалось полезным также обзавестись так называемым "орлиным камнем", который "предохранял" от . Хвост акулы, прибитый к бушприту, считался действенным средством увеличить скорость корабля.
Некоторые суеверия были связаны с актом спуска судна на воду. Именно тогда определялось - счастливым или несчастливым будет его плавание. Судостроители, судовладельцы и моряки толковали соответствующие знамения: состояние погоды, непредвиденные происшествия (задержка при спуске, телесные повреждения работников верфи), а также прохождение процедуры "винного крещения" - разбивание бутылки о форштевень. Этот обряд возник в конце XVII века в Великобритании и быстро распространился по всему свету. К нему привлекались известные люди и титулованные особы, а с начала XIX века - и представительницы прекрасного пола. В души присутствующих при спуске корабля людей, случалось, заползала тревога, если бутылка не разбивалась с первого раза или пролетала вообще мимо корпуса... Со временем стараниями хитроумных кораблестроителей была разработана целая система мер, обеспечивающих благополучное и необременительное для кармана "крещение": бутылки наполнялись пивом или даже мыльной водой (шампанское, разумеется, выпивалось заранее), на бутылках делали насечку, чтобы они разбивались даже при скользящем ударе, и т. д.
Ну и на последок:Русские поморы поступали весьма экзотично для приманивания ветра, заставляя своих жен голыми танцевать на берегу моря перед специально установленными крестами!