От советского Информбюро. Вечернее сообщение 5 июля 1943 года.
С утра 5 июля наши войска на Орловско-Курском и Белгородском направлениях вели упорные бои с перешедшими в наступление крупными силами пехоты и танков противника, поддержанными большим количеством авиации. Все атаки противника отбиты с большими для него потерями и лишь в отдельных местах небольшим отрядам немцев удалось незначительно вклиниться в нашу оборону.
Одним из участков, где вклинились немцы, была деревня Семидворики Орловской области. Там держала оборону 190-я отдельная штрафрота, приданная для усиления 156-му стрелковому полку 16-й Литовской стрелковой дивизии (48-я армия, Центральный фронт).
По свидетельству разведчика Шалома Лейбовича Скопаса (интервью с ним опубликовано в книге Артёма Драбкина «Я ходил за линию фронта». Откровения войсковых разведчиков»), в районе Семидвориков штрафники стояли с обеих сторон фронта. Единственный в округе колодец был на нейтральной полосе, ширина которой составляла не более 70 метров. Воду в нём по очереди набирали и наши, и немцы.
Наши штрафники расслабились, и, когда ранним утром 5 июля началась операция «Цитадель», немцы практически без выстрела преодолели нейтралку и перебили наших штрафников в землянках. На боевом посту в блиндаже наблюдательного пункта был только 19-летний полковой связист красноармеец Викторас Яценевичюс. Он успел сообщить на КП полка о немецком прорыве и сделать несколько выстрелов по врагу, вступив в свой второй в жизни бой.
Викторас Яценевичюс
Когда Семидворики отбили, в блиндаже НП был обнаружен Яценевичюс. Точнее, то, что осталось от взятого в плен комсомольца Яценевичюса после многочасового допроса. Допрос ценного пленного немцы провели с огоньком — связисты по роду своей службы бывают людьми весьма осведомлёнными.
Открывшаяся в блиндаже картина была настолько страшной, что нехорошо становилось даже видавшим разные виды бойцам.
Из представления к званию «Герой Советского Союза»:
После того, как нашими войсками немецкие войска были выбиты из деревни Семидворики, нашими бойцами было найдено изуродованное тело ЯЦЕНЕВИЧА, повешенное на телефонном проводе в блиндаже за балку.
Как было установлено, немецкие изверги подвергли ЯЦЕНЕВИЧА зверским пыткам: кололи ему руки, ноги, тело, оторвали руку (левую) и всю кисть правой руки искололи. Разрезали живот, вырезали половые органы и отрубили ноги. Все эти зверства гитлеровские бандиты проводили на костре.
Т. ЯЦЕНЕВИЧ, несмотря на пытки, остался верным воинской присяге и выполнил свой долг перед Родиной, гитлеровские бандиты не добились никаких сведений.
Как было установлено, немецкие изверги подвергли ЯЦЕНЕВИЧА зверским пыткам: кололи ему руки, ноги, тело, оторвали руку (левую) и всю кисть правой руки искололи. Разрезали живот, вырезали половые органы и отрубили ноги. Все эти зверства гитлеровские бандиты проводили на костре.
Т. ЯЦЕНЕВИЧ, несмотря на пытки, остался верным воинской присяге и выполнил свой долг перед Родиной, гитлеровские бандиты не добились никаких сведений.
Разночтение фамилий пусть вас не смущает: отец героя, Антанас Яценевичюс, жил и работал в Ленинграде на одном из заводов, и написание имён и фамилий в документах, очевидно, было русифицировано, тем более что Викторас и родился в Ленинграде.
Звание Героя было присвоено Яценевичюсу посмертно Указом от 4 июня 1944 года.
Биографическая справка: Викторас Яценевичюс (Виктор Антонович Яценевич, Viktoras Jacenevičius) (18 мая 1924 — 5 июля 1943), красноармеец (рядовой). Литовец, родился в Ленинграде в семье рабочего. Окончил среднюю школу и ремесленное училище, член ВЛКСМ.
Призван в РККА в 1942 году, в Действующей Армии с 13 мая 1943 года, телефонист роты связи 156-го стрелкового полка 16-й Литовской стрелковой дивизии 48-й армии Центрального фронта. Был захвачен в плен и зверски замучен немцами. Похоронен в пгт Глазуновка Орловской области.
Присвоено звание Героя Советского Союза посмертно (указ от 4 июня 1944 года).
PS: В одном из скверов Глазуновки установлен бюст героя. Раньше около него детей принимали в пионеры, а молодёжь — в комсомол. Хочется надеяться, что этот бюст не затронут задувающие с Запада ветры перемен: с карты Вильнюса улица Виктораса Яценевичюса давно исчезла, новые власти вернули ей одно из старых названий — Базилиянская (Bazilijonų gatvė).
Сегодня — День военного связиста.