Продолжение моего вчерашнего блога, который был прерван тем, что мне нужно было уходить.
Итак, в июне 2002 года мы, в составе команды парусной яхты Искра, вышли из устья Даугавы и отправились в Энгуре, где утром должны были принять участие в соревнованиях. На самом деле словами не передать те чувства, когда нос яхты идёт в сторону заката, оранжевое солнце подсвечивает брызги от волн. Ветер встречный, но ещё тёплый. Кожа чуть покрывается мурашками, но ты пьёшь горячий чай из пластиковой кружки, а вокруг тишина. Я обожаю тишину. Не когда она давит, а когда в ней нет ничего лишнего. Нет звука двигателя, нет ненужных слов. Только шелест воды за бортом. Когда яхта совершает переход, всё происходит без суеты. Можно стоять так долго и смотреть на горизонт. В такие моменты время останавливается. Я переживал их много раз, но каждый момент был особенный.
Утро, 8 часов утра, Энгуре. Регата сети строительных магазинов Nells. Треугольник, олимпийская дистанция. Несколько стартов по коротким контрольным точкам. Обычно большие яхты так не гоняются, это дистанция одноместных Лучей или Оптимистов. Но мы делаем все приготовления, капитан рассчитывает примерное время старта и ведёт яхту вдоль воображаемой линии. Мы всё верно рассчитали, потому что когда был дан старт мы были в сантиметрах от судейского судна. Подбираем паруса, приводимся по ветру и стартуем первыми. Дело в том, что яхта против ветра идёт используя подъёмную силу паруса, который выполнен по форме авиационного крыла. Ветер проходит снаружи быстрее, чем с внутренней. Чем быстрее воздух - тем меньше его плотность. Таким образом создаётся разная плотность воздуха, и яхту, как бы, затягивает вперёд. Надо понимать, что совсем против ветра яхта идти не может, так же как и самолёт не летает параллельно земли. Его нос чуть задран (это называется угол тангажа). Поэтому надо найти оптимальный угол относительно ветра и курса. И мы сделали всё правильно. По результатом двух дней мы стали третьи. Удивились все. И мы и судьи. Это была первая победа нашей яхты за долгие годы.
Воодушевлённые победой мы разработали несколько новых тактик. Например, на чемпионате Риги мы гонялись в заливе, и так как погода была тихая- команды капитана слышали другие яхты. Поэтому мы придумали систему знаков, и прекратили всякие переговоры. Во вторых часто можно видеть, что команда сидит на борту, свесив ноги, откренивая яхту, при курсе со встречным ветром. Это большая ошибка и потеря аэродинамики бортов. Мы стали ложиться на борт, прижимаясь к палубе. Дальше придумали связывать спинакер тонкими нитками, и когда резко поднимали его- они рвались, и парус правильно раскрывался, не цепляясь за такелаж. Надо сказать что спинакер, это громадный парус, который ставится на попутном к ветру курсе, и похож на половину парашюта, впереди яхты. Управлять им очень сложно, чуть перебрал шкот, подтягивающий угол, и парус теряет ветер и запутывается. Результат нашей работы и опыта капитана оправдались. Мы заняли первое место. Как описать что мы тогда чувствовали? Не знаю, правда.. Все наши конкуренты, это были опытные моряки, от 40-60 лет, знающих всё о яхте, яхтенном спорте и ветрах. Мне было 16 лет, брату 12, Катерине 17, старшему помощнику капитана 18, и только капитан имел опыт. В нас не верил никто, кроме нас самих, но этого оказалось достаточно.
Через месяц мы вышли в шторм на чемпионат Латвии. Если честно я думал что старт отменят, но после некоторых совещаний- он был дан. Я помню, что после старта погода только стала ухудшаться. Через два часа лил такой дождь, что мы не слышали команды капитана, и если честно, стоя у мачты- я его даже не видел. Многие сошли с дистанции, и отправились в порт, когда Борис Николаевич сказал мне- ставим штормовой стаксель. Это парус который стоит на переднем штаге и, собственно, он и является тянущим. Во время сильного ветра, площадь паруса становится слишком большой, яхту начинает не только сильно кренить, но и зарывать нос, тормозя об воду. Если грот, парус на мачте, можно чуть спустить и примотать к гику (это такая палка, на которой держится нижняя плоскость паруса), то стаксель нужно менять. Мы со старпомом пошли заниматься заменой, где главная проблемы была- снять основной и затащить его на борт. Напомню что при таком ветре, это всё равно что затащить груженный грузовик на мост, с помощью каната. Если делать это слишком долго- яхта останется без управления, если слишком быстро- он просто упадёт в воду. Я помню только как мы сделали это, привязали снятый парус и приползли в кокпит. Дождь как по команде кончился, а через две минуты мы стали чемпионами Латвии.
Про жульничество других яхт, про Cutty Sark 2003 и про год без двигателя- читайте с следующем блоге.
Комментарии (5)
супер, глоток чего-то свежего и интересного для меня
откуда копируешь?