Прежде чем начать рассуждение на данную тему, следует ввести понятие психичечких эпидемий, а также дать небольшой исторический экскурс, чтобы проведенные аналогии и параллели казались вам более обоснованными.
У многих народов, как первобытных, так и цивилизованных, наблюдалось эпидемическое появление и распространение некоторых душевных болезней; психические эпидемии иногда охватывали значительную часть населения целых городов и даже целой страны и держались многие годы, десятилетия. Такие психические эпидемии особенно легко возникали и распространялись на почве религиозных настроений и в эпохи народных движений, когда население переживало сильный аффект. Нередко психические эпидемии служили исходным пунктом возникновения новых религиозных сект; это наблюдалось в первые века христианства на Востоке и в средние века в Европе.
Наиболее подходящие условия возникновения подобных групповых вспышек создавались при формировании доминирующего среди большинства участников эмоционального фона, близкого к аффектации, в особенности в период длительных надежд и ожиданий, зачастую не получающих желаемого логического завершения. В 1908 г. указывалось, что чем существеннее эмоционально окрашена внушаемая идея, тем быстрее она овладевает всем поведением индивидуума, контагиозно подчиняя себе окружающих (Центральный исторический архив Москвы, фонд 131, опись 27, дело 142, листы 29, 55, 65).
Это относилось к проявлению массовых вспышек иллюзий, галлюцинаций, бредовых восприятий и истерических судорог, длящихся от нескольких минут до нескольких часов. Достаточно часто вплоть до наших дней некоторые родственники и близкие умершего, особенно эмоционально неустойчивые и истерические личности, рассказывали о том, что они явно видели покойного в то или иное время суток.
Сюда можно отнести всевозможные групповые миражи в виде слуховых и зрительных расстройств восприятия в пустыне, море, лесу и в состоянии депривации общества. В аналогичные условия входили тюремные заключения, одиночество, эксперименты по длительному пребыванию в изолированном пространстве, чаще всего в период эмоционального напряжения, когда экзогенный фактор, порой незначительный, в виде звука, шума, выстрела, вербальной команды.
Замечательна эпидемия самобичевания, распространившаяся из Италии по Европе в 1266 г., о которой историк сообщает следующее:
Затем в 1370 году не менее поразительным образом распространилась по Европе мания плясок, которая в Италии приняла своеобразную форму тарантизма. В это время танцоры наполняли улицы европейских городов, особенно в Германии и в Нидерландах. Все бросали свои обычные занятия и домашние дела, чтобы отдаться неистовой пляске.
В Италии пляска распространилась под влиянием уверенности, что укус тарантулом, часто случавшийся в Италии, становится безопасным для тех, кто танцевал под музыку так называемой тарантеллы. Эта мания тарантеллы распространилась с необычайной быстротой по всей Италии и, вследствие поглощения ею огромного количества жертв, сделалась в полном смысле слова социальной язвой Италии.
Не менее поразительны и эпидемии конвульсионерок. Вот, например, небольшая выдержка о средневековых конвульсионерках из Луи-Дебоннера:
Или, взять, например вот это описание Луиса Фигье :
Со всех частей города сбегались на Сен-Медарское кладбище, чтобы принять участие в кривляниях и подергиваниях. Здоровые и больные, все уверяли, что они и конвульсионировали, и конвульсионируют по-своему. Это был всемирный танец, настоящая тарантелла.
Вся площадь Сен-Медарского кладбища и соседних улиц была занята массой девушек, женщин, больных всех возрастов, конвульсионирующих как бы вперегонку друг с другом. Здесь мужчины бьются об землю как настоящие эпилептики, в то время как другие немного дальше глотают камешки, кусочки стекла и даже горящие угли; там женщины ходят на голове с той степенью странности или цинизма, которая вообще совместима с такого рода упражнениями. В другом месте женщины, растянувшись во весь рост, приглашают зрителей ударять их по животу и бывают довольны только тогда, когда 10 или 12 мужчин обрушиваются на них зараз всей своей тяжестью.
Люди корчатся, кривляются и двигаются на тысячу различных ладов. Есть впрочем и более заученные конвульсии, напоминающие пантомимы и позы, в которых изображаются какие-нибудь религиозные мистерии, особенно же часто сцены из страданий Спасителя.
Среди всего этого нестройного шабаша слышатся только стон, пение, рев, свист, декламация, пророчество и мяуканье. Но преобладающую роль в этой эпидемии конвульсионеров играют танцы. Хором управляет духовное лицо, аббат Бешерон, который, чтобы быть на виду у всех, стоит на могиле. Здесь он совершает ежедневно с искусством, не выдерживающим соперничества, свое любимое «по», знаменитый скачок карпа (saute de Carpe), постоянно приводящий зрителей в восторг.
Такие вакханалии погубили все дело. Король, получая ежедневно от духовенства самые дурные отзывы о происходившем в Сен-Медаре, приказал полицейскому лейтенанту Геро закрыть кладбище. Однако эта мера не прекратила безумных неистовств со стороны конвульсионеров. Так как было запрещено конвульсионировать публично, то припадки янсинистов стали происходить в частных домах и зло от того еще более усилилось. Сент-Медарское кладбище концентрировало в себе заразу; закрытие же его послужило для распространения ее.
Всюду на дворах, под воротами можно было слышать или видеть, как терзается какой-нибудь несчастный; его вид действовал заразительно на присутствующих и побуждал их к подражанию. Зло приняло такие значительные размеры, что королем был издан такой указ, по которому всякий конвульсионирующий предавался суду, специально учрежденному при арсенале, и приговаривался к тюремному заключению.
После этого конвульсионеры стали только искуснее скрываться, но не вывелись».
Если вы дочитали до этого момента, в чем я сильно сомневаюсь, то у вас вероятно возник вопрос : Какое отношение ко всем этим пережиткам истории имеет irc.lv? Что ж, попытаюсь на него ответить.
Для этого следует выделить некие основные факторы, влияющие на создание среды, в которой психические заболевания распространяются эпидемически. Во-первых, это внушение. Как правило, любой массовый психоз начинается с одного субъекта. Он либо обладает силой внушения(будь то популярность, авторитет или просто харизма), либо, что характерно, подражателен. Это значит, что его действия "заразительны". Не смотря на то, что подражательность характерна для народов на низшей ступени развития, здесь мы видим обратную картину.
Во-вторых, это самовнушение. Те же причины, которые вызывают заразительность душевных заболеваний, обуславливают и сильное действие отдельных мыслей и образов на психику малокультурного индивида. Под влиянием ложной идеи, суеверия, особенно же видений, галлюцинаций, у такого индивида легко развивается душевное расстройство. Вот почему в известные эпохи, когда господствовали ложные идеи и суеверия, часто возникали душевные расстройства на почве религиозных суеверий, как продукт самовнушения, и путем заразительности принимали эпидемический характер.
В-третьих, это состояние социально-экономических отношений в государстве и обществе на конкретных этапах его развития, напряженность политических взаимоотношений в отдельных регионах(слоях общества), состояние средств информации и, конечно, национальные традиции. Сюда следует включить и прочие факторы, характеризующие данный социум и характерные для него.
Итак, каковы признаки психической эпидемии? Субъект-оригинатор эпидемии проявляет некоторую активность, не обязательно противоречащую нормам. Из-за влияния вышеозначенных факторов, действия обладают свойством подражательности и приобретают массовый характер. Любые действия массового характера влияют на норму, даже образуют её. В данном случае, это 35 одинаковых по содержанию блогов. Если первые из них имели смысл, то появление всех остальных объяснить весьма затруднительно. Кроме того, участники психической эпидемии митоблогерства, весьма агрессивны в своей риторике и обладают несколько иным восприятием реальности, нежели сторонний наблюдатель. Последнее само-по себе довольно естественно, если бы не признаки, свидетельствующие о шизофрении: мы имеем некоторое массовое измененное восприятие реальности на фоне совершенно определенной социальной дисфункции, которая, собственно, и была одной из причин описываемого явления.
А что, подобные дешевые кривляния - это единственное, чем один человек может убедить другого ? :)
И кто тебе сказал, что массовые идейные подвижки - не есть нормальное состояние homo sapiens ?
Отсутствие понятия нормы - перечеркивает весь это текст.
Есть только хлеб и помидорка. Остальное за завтраком добил. Забыл в магазин сходит в воскресенье :>
Намутишь?
Релакс ;)
Простите, а чего за десятка то такая у Форекса появилась ? (=
А если по теме, то я тоже просто игнорю всю эту страницу митблогерства (=
п.с. прочитала - согласна.
точно :)
и кстати, пример психической эпидемии масштаба всего рускоязычного интернета - подонковский слэнг.
Я чёта ваще завязал тут спорить. Veni, vidi, spueri...
Хорошо. Митоблогерство-эпидемия. Пожурчали и ушли в архив. На мое имхо, "признаки шизофрении" в рамках нормы (потребности самовыражения, кто как умеет).
: )))
Афтар, пачиму не раскрыта тема минусов и плюсов мит-эпидемии? Может оказаться, что не так страшен черт, как намалеван ;)
В том секторе виртуала, где я общалась, словесный выплеск впечатлений после встреч обычно концентрировался в одной теме. Но это ж отличие только по форме. Содержание тоже было другим, но вынесем эту часть за скобки (сколько копий сломано).
А в целом - это ж хорошо, когда виртуал переходит в реал :)
лично я, когда накатывает волна митоблогов, просто не захожу сюда. не всю жизнь же будут писать об этом)