Написано специально для тех, кто со слепой уверенностью заявляет, что он – хозяин своей жизни и живет так, как хочет и ничего другого знать не желает, ведь так жили испокон веков.

Из курса философии многие помнят «Миф о пещере» из трактата «Государство» Платона.


Напомню вкратце:


************************************************************************
Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет.

С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков.

Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.


— Это я себе представляю.


— Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат.


— Странный ты рисуешь образ и странных узников!


— Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры?


— Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно?


— А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними?


— То есть?


— Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?


— Непременно так.


Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше.

И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд?

Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать!

Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь?


— Конечно, он так подумает.

— А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают?


— Да, это так.
************************************************************************

Продолжение можете найти без труда в интренете или вспомнить, если когда-то читал труды Платона.

Ничего не напоминает? В большинстве своём мы привыкли проживать жизнь такой, какой её нам преподносят, не задумываясь о чём-то ещё. Ведь так проще, так жили наши родители, дедушки и бабушки и так далее.

Это протоптанная тропинка и по ней легче идти. Но вместе с простотой, нам достаются и другие атрибуты – погоня за наживой, борьба за выживание, страх перед неизбежным и постоянное туманное чувство, что нам чего-то не хватает… Всё это нас медленно убивает, превращает в рабов желаний и врагов своего собственного тела.


Многие скажут, да это чушь, я живу и мне так нравится! А есть с чем сравнивать, кроме как опыта предков? Думаю, нет. Есть жизнь свободная от зависимостей любого плана, без сомнений и зависти, без ненависти и себялюбия. Жизнь, которая по праву дает нам свободу, в ней нет боли и страха.


Не закрывайтесь от новой информации только потому, что она не привычна для вас и несёт слишком много чуждого для вашей.


"Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий"
Козьма Прутков

Комментарии (48)

я 21. апреля, 2012.г.  
 0 0
Как и большинство того, что называют "заявлением". И не собираюсь. Зачем аргументировать заявление на тему шутки.
Сухэ-Батор 21. апреля, 2012.г.  
 0 0
...и неаргументированное.
я 21. апреля, 2012.г.  
 0 0
Нескромное заявление:
Нашёл достаточно смысла, чтобы найти воду.
Сухэ-Батор 21. апреля, 2012.г.  
 0 0
А ты не воду ищи, а смысл.
я 21. апреля, 2012.г.  
 0 0
Смешная шутка:
Сухе, пей меньше воды, она у тебя изо рта выливается.
Бабушкин 21. апреля, 2012.г.  
 0 0
да Сухэ, да автор блога. я с вами обоими согласен. я заблуждаюсь. и я сейчас ёрничаю. ))
Сухэ-Батор 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Стараемся. Но все ссоры произходят от недопонимания...
Inquizzo (43) 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Гораздо лучше чужой головы - своя собственная и здоровая. Поэтому не Платона нужно читать, а здравомыслием обладать.



так что живите в мире с людьми и собой.
Inquizzo (43) 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
А тебе, Inquizzo (31), со всей серьёзностью говорю: не имеешь право ты быть педагогом, поскольку не понимаешь простых вещей и не умеешь внимать. Да ещё и заблуждаешься всякими автоматизмами. Это просто преступление - обучать детей в таком состоянии.


иди ты учи :). а дети идут ко мне сами. мои занятия хоть и одобрены министерством, но не обязательны. никто никого не неволит.  

Гораздо лучше чужой головы - своя собственная и здоровая. Поэтому не Платона нужно читать, а здравомыслием обладать.


это ты автору блога скажи, чтобы он тут тогда Платоном не размахивал :)

Сухэ-Батор 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
О чем я и говорил.
Вот была смысловая фраза:  
Сухе, пока ты своим ответам в его мировозрение не попадёшь - всё, что ты будешь говорить для него будет шизой и он будет по 100 раз повторять одно и тоже
, очень чётко описывающая произходящее. Но ты же смысл сей пропустил, и стал выискивать чёрную кошку в тёмной комнате.
Сухэ-Батор 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
А тебе, Inquizzo (31), со всей серьёзностью говорю: не имеешь право ты быть педагогом, поскольку не понимаешь простых вещей и не умеешь внимать. Да ещё и заблуждаешься всякими автоматизмами. Это просто преступление - обучать детей в таком состоянии.
Сухэ-Батор 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
obscurum per obscurius.
Тебе простым русским языком и очень подробно объяснили, а ты тут демагогию разводишь - с ног на голову переворачиваешь.
Бабушкин 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Да, Сэнд, это безполезно :). Ты очень точно описал. Причём даже после этого последовало наглядное пособие, не стесняясь.
О чем я и говорил.
двух больных за забором напоминаете
Сухэ-Батор 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Гораздо лучше чужой головы - своя собственная и здоровая. Поэтому не Платона нужно читать, а здравомыслием обладать.
Бабушкин 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Тот-же вариант. Я тебе анологию предоставил. Не хочешь понимать - разговор не состоится.
Аналогию с лотереей? М-де. Аналогия просто архинаикрутейшая. Просто как грится " в кассу".  
Вы сейчас с Сухэ двух больных за забором напоминаете. На какой-то там своей волне, якобы не понятной простым смертным и стоите за своим забором и усмехаетесь, мол, жалкие вы человечишки, ничего вы в этой жизни не понимаете, а вот мыыыы.... корень зрим... получается примерно obscurum per obscurius...
Сухэ-Батор 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Как раз-таки диаметрально противоречит. Ты до прежде чем с Юнгом, с собой согласие найди.

А то, что ты там описываешь - это искусство и есть, а не творчество. Слово выкинул, а смысл остался. Совершил подмену понятий просто.

Я ж тебе подробно вроде разписал...



Да, Сэнд, это безполезно :). Ты очень точно описал. Причём даже после этого последовало наглядное пособие, не стесняясь.
Inquizzo (43) 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Тебе ещё и оформлять надо уже разжёванное... Это говорит о том, что я напрасно потерял время.


Сухе, теоретик, вы наш. Что творческого вы создали? Я вас как режиссер спрашиваю. И на какой стадии просвещения находитесь? Я вас как педагог спрашиваю.

Наверное, я стар для новых мировоззрений, построенных на неверно истолкованных подобранных крохах мировоззрений Древней Индии и Античности.

Внезапно. Посыпаю голову пеплом. Удачи. На мои вопросы можно не отвечать. Но курс философии стоит освежить. Так для себя. Платона что-ли вдумчиво перечитать. Не отрывки и не цитаты-"статусы".
Inquizzo (43) 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Творческий и сознательный процесс мышления, значит. Но эта формулировка не противоречит "выбору кажущегося удобным/приятным варианта".
Inquizzo (43) 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Творчество, если говорить не бытовыми заблуждениями, а функциональным языком - это созидание чего-то почти из ничего.


На самом деле, короче: творчество - это созидание. :) остальные слова, на мой взгляд, налет субъективности. не стоит, однако, путать творчество и искусство. творчество - в первую очередь опирается на законы. нестандартные решения - это индивидуальность духа (да, я согласен с Юнгом).

если специально заниматься поиском именно нестандартных решений, чтобы не дай бох, не прослыть стандартным, то получается гребаный постмодернизм (в самом худшем смысле этого слова: художники, рисующие клизмой из жопы и пр и др)


впрочем, "искусство" я вычеркнул из своего словарика.
Сухэ-Батор 20. апреля, 2012.г.  
 0 0
Уже понял, но в начале ведь был вопрос  и некое подобие интереса...
Загрузка комментариев...
Похожие записи

Sandslash123