...И вновь с любовью и громадной благодарностью о своих внуках. Артемушка и Глебушка, мои маленькие Человеки, Вы еще не представляете, как, учась сами, помогаете мне осознавать себя и окружающий мир.
Прогулка с пацанами и Басей по заброшенному полигону гражданской обороны времен Союза. Они затеяли лазание по полуразрушенному зданию. В какой-то момент Глеб решил с него спрыгнуть, но, побаиваясь, сначала решил спровоцировать на это Артема. Он стал его подзуживать, обзывать трусом. Артем стоял в нерешительности, а потом произнес героическую фразу: «Я не буду прыгать, мне страшно». Он сумел признаться в этом и самому себе и окружающим. Это тот мужественный поступок, тот шаг к познанию себя, который я не решался сделать полвека, что заставляло меня жить в позе цапли.
Теперь уже никто не сможет сделать из Артема фанатика, не любящего себя и пренебрегающего ближним. Ни Николай Островский, несчастный человек, всю жизнь предававший во имя идеи Любовь, несущий разрушение себе и другим. Ни Зоя Космодемьянская, поджигавшая своей ненавистью человеческое жилье, в лютую стужу лишая людей последнего крова.
Вернулись мы с Артемом на это место на следующий день. Я забрался вместе с ним на высоту и спросил: «Ну как, сегодня сможешь прыгнуть?» Он постоял в раздумье и произнес: «Нет, еще боюсь». «Ничего» – сказал я: «Ты сейчас осознаешь свой страх и сумеешь сам с ним справиться».
А с Глебом в тот день у нас состоялся долгий разговор. У него, несмотря на то, что он левша, ориентация на запад – осознание, разум, в отличие от Артемкиной восточной и он менее защищен от чужих идеализаций. Накануне Вовка, их с Артемом знакомый, дразня и подкалывая его, вынудил лезть по каким-то мокрым и грязным трубам, хотя Глебу так не хотелось этого делать.
«Пока ты не научишься быть честным с самим собой, пока не станешь принимать себя таким, какой есть, ты не сможешь поверить в себя. Тебе придется принимать на веру чужие мнения, ты будешь, управляем, как марионетка. Вовка тебя сможет заставлять совершать неразумные поступки, мама одевать теплое белье в жаркую погоду, бабушка Тамара запрещать купаться, когда тебе этого так хочется, папа настраивать против деда, а государство предоставит тебе выполнять роль винтика». Глебушка – умница, еще до конца, судя по высказанным размышлениям, не осознал сказанного, но суть схватил на лету.
Еще я задал ему вопрос от Ошо: «Кто сильнее Мохаммед Али или Иисус Христос?», на что получил незамедлительный ответ: «Конечно Мохаммед Али». «Ну и как ты себе представляешь эту встречу?» «Али побьет Иисуса». «А я думаю, если Иисус и поднимется на ринг, то только для того чтобы поднять руку соперника и поздравить его с победой, он не побоится признать своего поражения. Это Али всю свою жизнь ежесекундно надо было доказывать себе и другим, что он самый сильный. И болезнь Паркинсона – закономерная плата за это. Али - человек моего поколения и ты о том, что был такой чемпион мира по боксу, знаешь только благодаря назойливым повторениям. Думаю, уже твои дети не будут понимать о ком идет речь. А Иисус не дает заснуть душам и засохнуть умам миллионов людей третье тысячелетие. Так кто же из них сильнее?».
Комментарии (2)
Этим отрывкам не один год, многое изменилось за это время и сын и дочь еще не все слышат, но уже слушают отца.